Как дрессировать щенка в домашних условиях

Купив щенка, многие новоиспечённые владельцы не задумываются о том, что ему необходимо получить воспитание. Порой размер собаки или её простодушный нрав говорит в пользу того, что она вырастет сама собой и не причинит никому неудобств. Однако дрессировка щенка подразумевает безопасность не только для окружающих, но и для самой собаки.

Для дрессировки питомца не имеет значения возраст, порода или темперамент. В диких условиях социализация начинается с первых самостоятельных шагов, и только этот фактор помогает выжить животным в естественной среде обитания. Преподать щенку навыки дрессировки в домашних условиях совсем несложно, если делать всё правильно и проявить терпение.

С какого возраста начинать дрессировать щенка

Дрессировать щенка необходимо начинать с того момента, как он появился на пороге нового дома, если, конечно, это не малыш 2 недель от роду. Как только собака начинает самостоятельно принимать еду и опорожняться – её психика полностью созрела для восприятия простейших правил поведения. Конечно, это не означает, что щенок в возрасте месяца должен знать все основные команды, но азы воспитания можно начинать прививать уже и в этом возрасте.

Говоря о времени начала дрессировки, нельзя не упомянуть об оптимальном возрасте щенка, при котором его можно забирать. Дело в том, что становление поведенческих особенностей происходит при участии матери и однопомётников: именно собаки, а не люди, закладывают основы социализации, которые помогут в дальнейшей жизни, а особенно будут полезны при обучении собаки человеком.

Приносить щенка в дом желательно не ранее 2,5 – 3 месяцев. К этому моменту молодые собаки имеют устойчивую психику, позволяющую спокойно принять новые условия существования. Они привиты, обучены основным навыкам ранней социализации и уже имеют представление о расстановках и понятиях приоритетности.

Такой возраст как раз и является лучшим для успешного старта в учёбе. Более ранние сроки будут скорее «притиркой» к новому месту обитания и получением первичной информации о доме и её жильцах, приучению к кличке, и начало учёбы растянется на срок, пока собака не сможет выходить из дома.

Дрессировку начинают дома, но по мере усвоения команд её продолжают на прогулках. Щенки учатся с удовольствием, потому что имеют пытливый ум и страсть к играм, однако неправильный подход к дрессуре, нетерпимость и непонимание простейших поведенческих факторов у собак могут свести все старания на «нет».

Методы, применяемые при дрессировке

Подходы, применяемые при дрессуре, отличаются в зависимости от некоторых факторов:

  • темперамента собаки;
  • характера хозяина;
  • породных особенностей;
  • влияния окружающей среды (внешние раздражители);
  • возраста щенка.

Несмотря на различия в поведении, характере, отношении к занятиям и степени доверия к людям, любая собака может (и должна) быть обучена правилам поведения в обществе.

Основные методы дрессировки, применяемые для щенков:

  • Механический: подразумевает телесный контакт с собакой (не означающий рукоприкладство!). Сюда входит одёргивание поводка, работа рукой с корпусом собаки и другие тактильные действия.
  • Пищевой. Хорошо работает для щенков с преобладанием реакции на еду. Лакомство работает как поощрение за выполненную команду, что в дальнейшем закрепляет рефлекс собаки на выполнение действия. Однако не нужно забывать, что собака должна впоследствии выполнять команды без пищевого подкрепления. Такой метод работает лишь на закрепление части навыков.
  • Игровой. Такой способ обучения хорош тем, что учёба воспринимается питомцем как забава, и команды отрабатываются с абсолютным позитивом. Суть метода состоит в том, чтобы сделать дрессировку увлекательным процессом, закрепив рефлексы на выполнение команд через игру.
  • Подражательный. Метод отлично работает при дрессировке щенка в группе. Собаки генетически настроены перенимать опыт соплеменников, а «подсмотренные» и «подслушанные» действия быстро закрепляются. Хорошим примером подражательной дрессировки является обучение работе пастушьих собак, когда щенки с детства наблюдают за опытными собаками и перенимают их опыт.
  • Комплексный или контрастный. Это основной метод дрессировки щенков, суть которого состоит в сочетании разных способов закрепления рефлексов и отработки навыков.

Для владельца важно соизмерять степень воздействия на собаку, чтобы не закрепить у неё нежелательную реакцию на приказ. В основном это относится к механическому методу обучения: особо эмоциональные питомцы в процессе работы начинают испытывать недоверие к тренеру или владельцу, теряют к учёбе интерес, что может осложнить взаимоотношения между хозяином и его питомцем.

Стоит понимать: несмотря на то, что собаки чрезвычайно умны и сообразительны, навыки обучения у них закрепляются с помощью выработки рефлексов.

Грамотной дрессурой можно добиться удивительных результатов, а неуважение к собаке и нетерпение зачастую являются первопричиной её замкнутости, трусости и неадекватного поведения.

Послушание при дрессировке в домашних условиях

К аспектам послушания относят обучение щенка навыкам поведения в доме и на улице. Первичная социализация подразумевает определение территориального разделения и знакомства с предметами и людьми, усвоение правил и границ дозволенного, а также расстановка приоритетов. Навыки послушания необходимо прививать собакам с первой минуты появления в новой семье.

Послушание и обучение командам тесно связаны. По сути, послушание и есть дрессировка. Первостепенные навыки, которые собака получает в новой семье – умение распознавать своё имя, приучение к туалету и образу жизни хозяев. Также щенка обучают командам «место», «нельзя», «фу» и учат ходить на поводке. Далее следуют более сложные команды – «сидеть», «лежать», «рядом», «ко мне» и другие.

Послушание собаки достигается за счёт безотказного усвоения ею команд, подаваемых человеком (владельцем или инструктором) с целью контроля поведения питомца и обеспечения безопасности, как для собаки, так и для окружающих её людей.

Социализация молодой собаки идёт по нескольким направлениям:

  • Щенок определяет свой статус, отличает себе подобных от других существ и усваивает приоритетность, где он и другие щенки – стая, вожак в которой – владелец и члены его семьи.
  • С возрастом формируется развитие самооценки, характера и личностных качеств.
  • Чуть позже щенок учится понимать разницу между «своими» и «чужими», и на этом этапе крайне важно, чтобы первичная социализация была успешно завершена.

Выработка навыков послушания – долгий процесс. Он начинается с самого первого дня появления собаки в доме и может длиться так долго, как пожелает хозяин. Современная дрессура включает не только общий курс послушания, но и множество других полезных и удивительных «отраслей» тренировок, таких, как спасение на воде или собачий фристайл.

Почти все детали методик, которым изначально следует владелец с целью воспитать послушного пса, самоустраняются по мере закрепления навыков. Порой удивительно наблюдать, как питомец ловит каждый взгляд хозяина и выполняет команды, посылы к которым трудно разглядеть со стороны: создаётся впечатление, что собака читает мысли хозяина и выполняет упражнения «телепатически». Это и есть высшая степень достижения навыков послушания, оценка «отлично», которую можно поставить как собаке, так и её хозяину.

Основные команды, которые должна знать каждая собака

Прежде чем приступить к описанию основных команд, необходимо обратить внимание на общие моменты для обучения любого рода.

Принципы таковы:

  • Щенок должен быть здоров. Вялое состояние и плохое самочувствие несовместимы с дрессировкой.
  • Обучение не проводится на сытый желудок: научно доказано, что после сытной еды мозг собаки «спит» и не может активно работать.
  • Дрессировка должна соответствовать состоянию, возраста и опыта питомца: первые уроки даются крайне дозированно, чтобы щенок не переутомился и не потерял интерес.
  • Пока не отработана предыдущая команда, к новой переходить нельзя.
  • Физическое насилие неприемлемо: вместо собаки, знающей себе цену и принимающей правила человеческого сообщества, владелец рискует получить злобное и трусливое создание, перевоспитать которое гораздо труднее, чем дать азы послушания.
  • Учить щенка нужно с пониманием его природных особенностей: при всём желании вряд ли получится сделать поводыря из бассета или афганской борзой, потому что генетически в некоторых породах заложены совершенно другие свойства. Но общий курс послушания доступен всем без исключения.
  • При правильном подходе собака получает от процесса дрессировки удовольствие и работает с отдачей. Залогом успеха будет выдержка, терпение, основанное на любви к питомцу.

Щенки – как дети. Каждый со своим характером, степенью стрессоустойчивости и желанием познавать мир. Малыши вырастают, но навыки, полученные в детстве, остаются у них на уровне рефлексов.

И, так же, как у людей, полученное воспитание поможет в общении с другими членами общества, будет залогом безопасности и взаимной приязни между собакой и человеком.

«Место»

Это одна из первых команд, которым обучают щенка. Она необходима собаке – для определения зоны отдыха, где ей никто не будет мешать, и человеку – для того, чтобы обеспечить собственный покой. Место в доме щенку определяет хозяин, но случается, что собака и сама его выбирает. Если у владельца нет претензий, место за щенком закрепляется. В любом случае, лежак не должен располагаться на проходе и у сквозняков, а также там, где нахождение питомца потенциально неудобно (кухня, ванная комната).

Приучение проводится в момент, когда щенок наелся или наигрался и собрался спать. В момент, когда он засыпает, его относят на подстилку и говорят: «место». Неоднократное повторение урока приведёт к тому, что у собаки выработается рефлекс: там, где уютно, спокойно и безопасно – её гнездо.

Нельзя закреплять команду едой, положив на подстилку вкусняшки или поставив миску с едой. Зоны отдыха и принятия пищи не тождественны.

«Ко мне»

Одна из команд, выполнение которой должно быть доведено до автоматизма. В дальнейшем навык может неоднократно спасти питомцу жизнь.

Щенки любопытны: даже малейший намёк, что хозяин хочет с ним пообщаться, вызовет желание подбежать. А если ко всему прочему щенка ждёт угощение, урок станет одним из любимых. Команда подкрепляется голосом, щенка ждёт угощение, похвала и ласка. Чтобы заинтересовать щенка, можно присесть на корточки и протянуть руку с угощением. Впоследствии вкусняшки убираются, и остаётся радость хозяина и похвала, как высшая награда.

Если в ситуации, когда щенок, несмотря на все усилия, не подходит к владельцу, может помочь «попытка к бегству». Владельцу нужно притвориться, что он убегает – очень часто такой метод провоцирует питомца догнать хозяина. Лакомство должно быть наготове.

Отработка команды начинается в домашних условиях, где у щенка гораздо меньше «раздражителей». При закреплении команды дрессировку продолжают на улице, изначально на длинном поводке. Щенок должен учиться до тех пор, пока он не станет подбегать к хозяину в любой ситуации, вне зависимости от отвлекающих факторов.

«Фу» и «Нельзя»

«Фу» и «Нельзя» – это команды абсолютного и временного запрета на некоторые действия или поступки. Степень серьёзности выбирает сам хозяин: например, для одного владельца кусание рук и хватание за ноги могут считаться временно неприемлемой игрой, а для другого это – табу. То, как собака отличит команду, зависит от интонации голоса хозяина.

Такие поступки, как порча вещей, подбирание с пола еды, упавшей со стола (а после и всего, что собака пытается проглотить на улице), прыжки на прохожих недопустимы и должны пресекаться немедленно командой «Фу». В случае если нежелательное действие имеет ограничение во времени, даётся команда «Нельзя».

Как научить щенка правильному поведению

Когда щенок сделал недопустимое (например, грызёт тапки), чётко и резко произнести «Фу!» и отобрать предмет. Следом стоит отвлечь малыша игрой. Отвлечение – хороший способ, однако щенок не всегда находится под контролем. Не стоит доводить до ситуации, когда собаке нечем заняться, и она портит вещи: у питомца должна быть много игрушек, а все «раздражающие» факторы нужно убрать с глаз долой.
Команда «Сидеть», озвученная вслед за «Фу» – хорошая возможность сбить с толку маленького хулигана и настроить его на другой лад.

Важно понимать: щенок не преследует злой умысел и не пакостит нарочно. Все нежелательные (с точки зрения владельца) поступки – лишь способ познать мир и найти своё место в социуме.

В период становления личности хозяину придётся проявить терпение и не злиться. Также недопустимы физические наказания. Активная жизнь с продолжительными прогулками и адекватная физическая нагрузка помогут избежать пустого времяпрепровождения с тапками в зубах.

Категорический запрет на нежелательные действия не должен проводиться раз от раза: щенку необходимо усвоить, что поблажек не будет, и он не сможет повторить попытку. Главное – неотвратимость урока.

Команда «Фу»: брать еду у посторонних запрещено

Нельзя обойти вниманием такой аспект поведения людей, как желание угостить чужую собаку лакомством, не смотря на протест со стороны хозяина. Спорить порой бессмысленно, поэтому лучше научить своего питомца никогда не брать еду у незнакомых людей.

В чём же опасность подобных действий?

  • Непонимание важности ситуации может привести к тому, что собака вырастет навязчивой и невоспитанной по отношению к чужим людям: прыгать на грудь, совать нос в карманы будет для неё естественным поведением. Однако далеко не всем людям понравится испачканная слюнями и грязью одежда, не говоря уже о том, не намерения собаки могут быть не ясны.
  • Это небезопасно для собаки: не все члены человеческого сообщества настроены к животным лояльно, и желание отравить собаку не встретит никакого сопротивления, если она добровольно примет «угощение» из рук недоброжелателя.

Отучать брать еду у чужих начинают только после усвоения упражнения «Фу» в более простых ситуациях.

Для усвоения урока понадобится помощь постороннего человека, который вызовется стать участником «постановки». Щенка сажают слева от хозяина и при попытке постороннего человека дать щенку угощение владелец собаки командует «фу» и одёргивает поводок.

К щенкам постарше применяют другой метод (если первый не «работает»): собаке предлагается лакомство, хозяин командует «фу», а «союзник» несильно щёлкает собаку по носу или даёт шлепка по морде. Всякий раз, когда щенок не берёт вкусняшку у чужого человека, хозяин не скупится на похвалу и даёт угощение из своих рук.

«Рядом» и «Сидеть»

Команда «Рядом» необходима для того, чтобы пёс держался рядом с хозяином на прогулках, не рвался с поводка и не беспокоил прохожих. Также она важна в ряде случаев, когда человек и собака находятся в людном общественном месте или следуют вдоль проезжей части.

Щенок растёт, и зачастую его размеры сопоставимы с габаритами хозяина: человеку всё труднее управляться с питомцем и послушание просто необходимо. Воспитанная собака держится слева от хозяина, повторяя темп его ходьбы. Команда «Рядом» отрабатывается одёргиванием короткого поводка всякий раз, когда щенок пытается поменять направление движения. Механическое воздействие подкрепляется голосовой командой и похвалой.

При остановке человека собака выполняет команду «Сидеть», обучить которой совсем несложно: нужно при остановке немного надавить на поясницу щенка одной рукой, а второй поднести над его головой лакомство так, чтобы при попытке его взять, ему пришлось сесть. Воздействие также подкрепляется голосом.

Впоследствии эти два упражнения чередуются и доводятся до автоматизма: при движении щенок всегда идёт рядом с человеком, при остановке – садится.

«Дай»

Команде «Дай» собак учат в первую очередь, чтобы расставить приоритеты. Щенок должен усвоить урок, что любой предмет, находящийся в пасти – будь то мяч или кусок мяса, он должен отдать человеку по первому требованию. Так подсознательно закрепляются инстинкты повиновения, являющиеся основополагающим фактором при дрессировке любого типа и помогающие в бытовых ситуациях.

Это упражнение необходимо отрабатывать с того момента, как щенок впервые показал свои намерения доминировать в споре: в попытке отобрать вещь или перетянуть игрушку, схватить упавшую со стола еду. Чем моложе собака, тем проще навязать ей свою волю и установить правила поведения.

Команда отрабатывается так: в ситуации, когда пёс играет, со словами «дай» у него из пасти забирается предмет. Тут же следует похвала и ласка.

Правильно начинать отработку команды с несъедобного предмета, потому что еда для животных (любого возраста) – это одна из важнейших составляющих жизнеобеспечения и попытка её отобрать означает на подсознательном уровне смерть от голода. Поэтому собаки агрессивно реагируют на попытки отобрать еду и стремятся не допустить такой ситуации. Еду в стае может забрать только вожак: владельцу во что бы то ни стало нужно утвердиться в этой роли.

Простые правила установки доминирования:

  • Щенок и хозяин не спят в одной постели.
  • Человек всегда принимает пищу первым.
  • Хозяин проходит первым в узкие проходы, двери, поднимается и опускается по лестницам.
  • Владелец щенка может демонстративно взять из миски собаки часть еды.
  • Шутливые драки между собакой и хозяином нежелательны.
  • Установка режима помогает собаке понять, что правила диктует владелец.

Обучение простым командам не вызывает у щенков затруднений: если дрессировка проходит в атмосфере любви, а упражнения выполняются постепенно, без спешки, то результаты превзойдут все ожидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь